ГУО "Ясли - сад №7 г. Несвижа"

Отдел образования, спорта и туризма Несвижского райисполкома

Преемственность

Преемственность учреждения дошкольного образования и школы

Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

   Успехи ребёнка в школе во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.

   Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию ребёнка. Это объясняется следующими объективными причинами: научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования.

   Но вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Чтобы этот процесс перехода в школу прошел для ребенка безболезненно, огромное значение имеет преемственность учреждения дошкольного образования и школы.

  Особое внимание педагоги дошкольного образования уделяют вопросам преемственности между дошкольным и начальным образованием. 100% детей 5-го возраста включены в систему подготовки к школе. Совместно с учителями начальных классов проводятся совещания, консультации, семинары. Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в старшей группе. На занятиях в учреждении дошкольного образования присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.    Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. В течение года работает  консультативный пункт для родителей. Учителя будущих первоклассников, психологи и логопеды всегда готовы ответить на вопросы родителей, провести тестирование малышей и их родителей, дать консультации по разрешению той или иной возникающей проблемы. Школьные психологи проводят анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе, а также игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё  в учреждении дошкольного образования.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 
- интеллектуальную готовность;
 
- мотивационную готовность;
 
- волевую готовность;
 
- коммуникативную готовность.
 

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет;
 
• название страны и ее столицы;
 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
 
• времена года, их последовательность и основные признаки;
 
• названия месяцев, дней недели;
 
• основные виды деревьев и цветов.
 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
 

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
 
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.
 
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
 


Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
 
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
 


Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
 
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
 

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 
1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. 
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
 
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
 
4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.
 
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
 
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
 
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
 
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.
 
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
 
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
 

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. 
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:
 
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок? 
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
 
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
 
4. Чётко выговаривать своё имя?
 
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
 
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
 
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
 
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
 
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
 
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
 
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
 
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
 
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
 
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
 
15. Ладить с другими людьми?
 

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
 
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
 
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
 
- причёсываться (своей расчёской);
 
- мыть ноги перед сном тёплой водой;
 
- утром и вечером чистить зубы;
 
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
 
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
 
- пользоваться носовым платком;
 
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
 
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
 
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
 
- при входе в помещение вытирать обувь;
 
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
 
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.
 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
 
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
 
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
 
4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
 
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
 

*      ПОМНИТЕ, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели. 
образ слова, или с чем-то другим.
 

*      ПОМНИТЕ: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

http://edu.gov.by - Министерствао образования Республики беларусь

 

Контакты

Год науки

Несвижский ООС и Т

Заведующий Алешкевич Вера Викторовна

Система Orphus